На всем продолжении нашей карьеры в качестве изучающих язык мы мечемся между «шашечками» и «ехать». Со всех сторон до нас доносится слово «мотивация», произносимое то с надеждой, то с угрозой, то с благоговейным ужасом. Мотивация то приходит, то не приходит, то исчезает неведомо куда, то вдруг снисходит аки Дух Святый, прошу прощение за возможное богохульство. Еще известна под псевдонимом «вдохновение».
Сейчас я страшную вещь скажу – на мотивации свет клином не сошелся, тем более что наука психология еще сама на этот счет не определилась, так что велкам в гугл, можете прочитать массу интересных вещей.
В отношении изучения второго языка норвежские авторы исследований и учебников следуют традиции, выделяя два вида мотивации: интегративная и инструментальная. Интегративная – не про интеграцию в общество, хотя и это, конечно же, важно, а скорее — про стремление обучающегося к самореализации. Инструментальная мотивация подразумевает желание достигнуть конкретных целей, будь то постоянный вид на жительство, поступление в вуз, чтобы НАВ отвязался и не перестал платить, и прочие мирские заботы. Разделить эти два вида мотивации сложно и, по большому счету, незачем. Рассуждений на эту тему и так полно, опять-таки, гугл в помощь, особенно у, прости Господи, блогеров, промышляющих преподаванием языков в онлайне и живьем.
Есть понятие намного более важное, чем эфемерная мотивация. Это цель. Или цели. Вот в этой самой группе некоторые пользователи обижались и не желали отвечать на вопрос, зачем лично им понадобилось совершенствовать язык. Ну как «зачем», что за глупые вопросы, все побежали и я побежал, хочу выучить получше. Лучше, чем что? Чем кто? В последнее время, правда, стало немного проще, потому что результаты тестов стали требовать для постоянного вида на жительство и/или гражданства. Правда, успокаиваются не все, и кто-то всё равно будет стремиться набрать побольше букв и цифр. Возможен и такой вариант: «учусь из любви к искусству». Никто вообще не обязан никому ничего объяснять, кроме в тех случаях, когда вы хотите сформулировать запрос, чтобы получить внятный ответ.
Самое простое – это, и правда, сдать тест, чтобы получить желаемый иммиграционный статус. У меня лет шесть назад были такие студенты, айтишники с азиатского континента. Они честно отсиживали свои триста часов, никому особо не мешали, домашние задания не делали, были вежливые и улыбчивые. Двое товарищей оживились лишь на одном занятии: когда мы обсуждали интервью при приеме на работу. Вот тогда они устроили реальный мастер-класс. Это шоу на смеси английского и норвежского я не забуду никогда. Цели их были ясны и прозрачны, а в тот вечер они еще и поприкалывались от души.
Нет ничего предосудительно в том, чтобы отбыть нужные часы и / или сдать тест. В педагогике даже есть отдельный ироничный термин «ТТТ». Это не «тьфу, тьфу, тьфу, чтоб не сглазить», а «teaching to the test». Принято считать, что ТТТ – порочная практика, хотя мы все знаем, что иногда действительно нужно «просто сдать». Другое дело, что при самом заоблачном результате никто не гарантирует, что вы будете прекрасно функционировать на языке во всех релевантных сферах. Шашечки нарисовали, а вот ехать почему-то не едется.
Цели, как и планы, можно менять и переписывать. Главное, чтобы они были. Бывают тяжелые времена, когда цель – просто выжить и не сойти с ума. Причины могут быть самые разные, это неважно. Что делать в такое время? – Просто заниматься. Приходить на занятия, открывать учебник, пусть даже на автомате. Дома отвести себе пятнадцать минут, чтобы поделать уроки. Потом, если получится, еще пятнадцать. Почитать или посмотреть что угодно, только чтобы это было на нужном языке и интересно. Чем дольше перерыв в занятиях, тем сложнее будет к ним вернуться. Лучше пятнадцать минут, чем нисколько. Есть такая популярная американская фраза, «50 percent of success is showing up». В различных цитатах цифры меняются в диапазоне от 50 до 80, точного источника никто так и не нашел, но в общем и целом мысль понятна – иногда достаточно просто приходить куда надо. А раз пришел – так можно и позаниматься. Ничто не действует так разрушительно, как вот такое выпадание из графика. Это как наркомания наоборот – оглянуться не успел, а уже безнадежно отстал и силы кончились.
Когда я училась в аспирантуре, мне кто-то посоветовал книжку про то, как писать диссертацию. В предисловии, среди прочего, были собраны разные шутливые советы. Один мне особенно запомнился: «Как написать книгу? – Пойдите и купите ведро клея. – Но зачем? – Приклейте попу к стулу, садитесь за стол и пишите».
Если мотивация долго не приходит, идите не за мотивацией, а за ведром клея.